Про мазурку.
Давно вынашивал в себе размышления про то, как и какой мазурке стоит учить массы людей, если вдруг зачем-то захотелось научить массы людей мазурке.
Если вдруг вы руководитель дрессированного ансамбля из солистов и кордебалета, которые под вашим руководством способны делать на сцене красоту, и хотите делать на сцене красоту мазуркой, то вы просто делаете это так же, как и любым другим танцем. Вопросы и сомнения возникают, если так вышло, что вы руководитель/преподаватель обычного клуба исторических танцев с обычными людьми. Хороший танец для вас в таком случае - это такой, который много людей смогут быстро начать плясать на балу, то есть танец с низким порогом вхождения, но при этом такой, чтобы тем, кому хочется упороться, было во что упороться, то есть с большим потенциалом развития.
Так вот, мазурка XIX века может быть как раз таким танцем. Давайте для простоты сосредоточимся на мазурке второй половины века. Во-первых там платьюшки, а все любят платьюшки, а во вторых, именно её можно воспринимать как массовый танец, которым могли бы уметь вообще все, кто пришёл на бал.
Ловушка мазурки в том, что, скорее всего, если вы возмёте какого-нибудь сильного танцора и попросите его сделать вам класс по мазурке, бОльшую часть класса вы будете делать шаги. Много шагов. Раблезианское количество шагов. Потому, что все уважающие себя авторы, описывая мазурку, раскладывали по тактам шаги, делая это с упорством, достойным лучшего применения.
Забейте на шаги. Точнее сделайте вид, что забили на шаги. Вместо этого постарайтесь понять, а что нужно делать этими шагами. Во второй половине XIX века шагами мазурки нужно танцевать котильон. А это значит, что как только ваши танцоры могут станцевать котильон, вы можете начинать разучивать мелодии мазурки с вашими музыкантами/магнитофонами.
Суть мазурочного котильона - подойти, сделать что-нибудь увлекательное/смешное/травмоопасное/загадочное (нужное подчеркнуть), за счёт этого обзавестись дамой (опционально, несколькими), сплясать с ней круг и вернуть её на место. Это значит, что как только люди из вашей группы могут под музыку мазурки дойти, куда надо, не потеряв при этом партнёра, вы великолепны. Это даёт нам рабочий план: возьмите один, самый простой на ваш взгляд шаг мазурки (*шёпот* падебаск *шёпот*), который не был бы специфически мужским или женским, и сделайте так, чтобы основная масса танцоров могла на этом конкретном шаге дойти по любой траектории в любую точку зала. И вот это будет вашим главным достижением на пути к бальной мазурке. Потому, что в котильоне, внезапно, навигация важнее разнообразия шагов. Какой-то шаг, который получается у людей автоматически под любую музыку мазурки - это необходимая и достаточная база, чтобы "наливать в бассейн воды". Поэтому сосредоточьтесь на этом. Лучше и веселее будет вывалить на танцоров разнообразие фигур котильона на одном базовом шаге, чем выучить пять разных шагов, но ходить ими исключительно по кругу.
Выделю отдельным абзацем. В котильоне любой участник может попасть в ситуацию, когда танцует только он и его партнёр, и больше никто (все остальные ждут очереди, ушли в буфет, играют в буриме). Это стресс для многих. Поэтому не морочьте новичкам головы разнообразием комбинаций, им будет на что заморочиться.
Ещё в мазурке есть турсюрпляс, об этом знает любой, кто слышал о ней хоть краем уха. Так вот, если у вас есть танцоры, которые могут дойти куда угодно базовым шагом, значит они и покружиться за руки этим шагом смогут. Скажу по секрету, за время исполнения большинства фигур котильона, турсюрпляс нужно сделать 1 (прописью, один) раз. Когда фигура заканчивается, кавалер должен покружить даму и поставить её на место.
А ещё, если кто-то из танцоров ну совсем не может освоить базовый шаг вперёд, то они могут схватить друг друга и проследовать куда надо шагом вальса. При этом можно всем говорить, что это Редова, но не стоит говорить, что это я так насоветовал.
Подобный образ действий позволит вам быстро внедрить у себя мазурку как явление и преодолеть первоначальный страх танцоров перед ней. Дальше вы можете взять тех танцоров, у кого ещё остались незанятые области мозжечка, и начать с ними учить другие шаги для променада, другие способы турсюрпляссировать, а также сочетания того и другого.
Отдельные дополнения (скорее личное мнение):
1. Мазурочные кадрили. Можете попробовать выучить, но только после того, как научитесь ходить базовым шагом куда угодно не задумываясь. Кадрильные фигуры придётся запоминать, и одним распорядителем на несколько сетов будет трудно разруливать.
2. Руки. Забейте на руки. Серьёзно. Держите руками партнёра, платье, собственный бок, ещё что-нибудь. Всякие салюты и раскрытия, как бутон, в случае нетренированных танцоров, которые не согласны на 40 минут "долбанной классики", чтобы привести тело в форму, а координацию движений в боевое положение, только испортят всю картину. Лучше никакого салюта, чем провисшие локти. Плюс не на всяком костюме это выгодно смотрится.